Регистрация Вход
Город
Город
Город
TAGREE digital-агентство

TAGREE digital-агентство

Крутые сайты и веб-сервисы. Комплексное продвижение и поддержка проектов. Позвоните: +7-499-350-0730 или напишите нам: hi@tagree.ru.
Подробнее

Легендарная “тридцатьчетвёрка”. История создания.

Западные специалисты, даже наши противники во второй мировой войне, до сих пор с восторгом отзываются о Т-34.

«Т-34 был, бесспорно, подлинным шедевром военной техники, — писали уже после войны в одном журнале ФРГ. — В нем удачно сочетались элементы быстроходного крейсерского танка с неуязвимостью танка непосредственной поддержки пехоты».

«Т-34 превосходил все другие типы танков» (немецкий генерал Зенгер-унд-Эттерлин).

А вот из воспоминаний немецкого генерала Гудериана: »....южнее Мценска 4-я танковая дивизия была атакована русскими танками, и ей пришлось пережить тяжелый момент. Впервые проявилось в резкой форме превосходство русских танков Т-34. Дивизия понесла значительные потери. Намеченное быстрое наступление на Тулу пришлось пока отложить».

«Т-34 показал нашим, привыкшим к победам танкистам превосходство в вооружении, броне и маневренности» (немецкий генерал Шнайдер).

«Наиболее замечательный образец наступательного оружия второй мировой войны» (немецкий генерал Меллентин).

«Их Т-34 был лучшим в мире» (немецкий генерал-фельдмаршал Клейст).

Т-34, по общему признанию, как друзей, так и врагов, — лучший танк второй мировой войны, был основным и, по существу, единственным средним танком Красной Армии на протяжении Великой Отечественной войны.



Его предшественниками можно считать экспериментальный колесно-гусеничный танк Т-29 (тактические характеристики) и легкий танк БТ (общая компоновка, ходовая часть, подвеска).

В 30-е годы советские конструкторы занимались разработкой средних танков для танковых и механизированных соединений, предназначенных для действий в оперативной глубине противника. Средний Т-28 отвечал требованиям, предъявляемым к такой машине по вооружению и защите, но его скорость и проходимость были уже недостаточными.

В то время считался перспективным колесно-гусеничный движитель, поэтому в 1934 — 1936 годах у нас занимались опытным танком Т-29, в сущности колесно-гусеничным вариантом Т-28. От него Т-29 отличался только ходовой частью: четыре пары опорных катков, причем все ведущие. Скорость на колесах достигала 57 км/ч, на гусеницах 55 км/ч.

Т-29 оказался очень сложным по конструкции и не пошел в серийное производство, но его разработка явилась важным этапом создания нового среднего танка.

Танковое КБ Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ) в середине 30-х годов еще при его прежнем руководителе А.О. Фирсове прорабатывало проект нового колесно-гусеничного танка. И когда в январе 1937 года вместо арестованного А.О. Фирсова КБ возглавил М.И. Кошкин, эти работы заметно ускорились, а в октябре КБ получило техническое задание на танк от Наркомата обороны. Оно предусматривало защиту только от пуль крупнокалиберных пулеметов, установку хорошо освоенной 45-мм пушки, чтобы сохранить относительно небольшой вес танка, ограниченный выбором колесно-гусеничного движителя.

Отдельно от основного КБ, трудившегося над модернизацией танка БТ, немедленно создали новое конструкторское бюро. Корпусом машины занялся М.И. Таршинов, башней и вооружением — А.А. Молоштанов и М.А. Набутовский. Трансмиссию поручили Я.И. Барану, ходовую часть В.Г. Матюхину, систему управления П.П. Васильеву. Это имена руководителей групп, с которыми трудились талантливые инженеры и техники А.С. Бондаренко, В.К. Байдаков, А.В. Колесников, В.Я. Курасов, А.Я. Митник, Г.П. Фоменко, Б.А. Черняк, А. И. Шпайхлер и др. Общее руководство осуществлял А.А. Морозов. Готовил будущую машину к производству Н.А. Кучеренко. Главным конструктором нового бюро стал Михаил Ильич Кошкин, а Александр Александрович Морозов — его заместителем.

Сотрудники КБ, как и сам Кошкин, не одобрили задание наркомата, хотя открыто выступать против не стали. Времена были тяжелые...

При заданном весе танка 18 т пришлось предусмотреть три пары ведущих колес, а это, как все понимали, усложняло конструкцию. Устаревшей была и противопульная броня, но как ее усилить на такой машине? И тогда в инициативном порядке, параллельно с заказанным танком, получившим заводской индекс А-20, начали разрабатывать чисто гусеничный А-32. По сравнению с БТ-7 танк А-20 имел более толстую броню и, что особенно важно, лучшую конструкцию корпуса, разработанную М.И. Таршиновым. Броневые листы устанавливались с большими углами наклона, что значительно повысило их снарядостойкость. На А-32 задумали применить 76,2-мм пушку и предусмотреть возможность усиления бронирования, хотя в начальном проекте этого не было — обе машины хотели представить на государственные испытания в одинаковом весе и оснастить дизелем.

4 мая 1938 года на заседание Комитета обороны, посвященного развитию танкостроения, под председательством В.М. Молотова, при участии И.В. Сталина, К.Е. Ворошилова и др. были приглашены танкисты, вернувшиеся из Испании.

А.А. Ветров высказался за усиление бронирования и вооружения, а главное — за повышение надежности. Тут вмешался Сталин, попросив рассказать, как показала себя в Испании ходовая часть танков, и в первую очередь колесно-гусеничных. Ветров высказал свое личное мнение в пользу чисто гусеничных машин, ибо сложный колесно-гусеничный движитель часто выходит из строя.

В перерыве Сталин подошел к Ветрову и спросил: «Так вы стоите за гусеничный движитель?». Тот подтвердил свое мнение. Хотя другие выступавшие всячески восхваляли достоинства колесно-гусеничного варианта, Сталин, закрывая дискуссию, предложил параллельно сделать аналогичный по характеристикам, но уже чисто гусеничный танк.

Через три месяца КБ Харьковского завода подготовило технические проекты А-20 и А-32, в августе 1938 года их рассмотрели на заседании созданного в марте Главного военного совета РККА при Наркомате обороны. Опять общее мнение было в пользу А-20, и вновь Сталин предложил отроить и испытывать оба варианта.

На ХПЗ пришлось объединить танковые КБ и опытные цеха. Единое КБ возглавил М.И. Кошкин, его заместителями стали А.А. Морозов, Н.А. Кучеренко, А. В. Колесников и В.М. Дорошенко.



В мае 1939 года опытные А-20 и А-32 были собраны и к августу завершили государственные испытания. Но комиссия (председатель В.Н. Черняев) не высказалась, какой танк лучше и может быть предложен на вооружение Красной Армии. Создалась весьма странная ситуация. Руководство КБ обратилось в Главное автобронетанковое управление (ГАБТУ), но и оно не рискнуло прояснить ситуацию. Так потеряли несколько месяцев, пока правительство не приказало провести испытания на самом высоком уровне. И вот в сентябре на полигон под Москвой прибыли шесть новых танков — тяжелые КВ и СМК, средние —А-20 и Т-32 (так стал именоваться А-32), БТ-7М и Т-26. Теперь ХПЗ представил Т-32 с боевой массой 24 т и 76,2-мм пушкой А-10 в новой башне.

Комиссию возглавлял нарком обороны К.Е. Ворошилов. С наибольшим успехом прошли испытания Т-32. «Запомните сегодняшний день — день рождения уникального танка», — это сказал Н.В. Барыков, директор опытного завода №185.

Ворошилов заявил, что именно такая машина нужна Красной Армии, но предложил усилить бронирование Т-32, благо имелся значительный резерв мощности.

По результатам испытаний ГАБТУ уточнило тактико-технические характеристики будущего Т-34. По его представлению 19 декабря 1939 года совместным постановлением Политбюро ЦК ВКП (б) и правительства было решено изготовить два образца, вооруженных 76,2-мм пушкой и защищенных 45-мм броней. Тем же постановлением были приняты в производство тяжелый танк КВ и легкий Т-40. Выпуск Т-34 в 1940 году предусматривалось развернуть на ХПЗ и на Сталинградском тракторном.

И вот готовы две первые опытные машины. Поскольку их следовало показать в Москве, было решено, что они пойдут туда своим ходом без вооружения. В ночь с 5 на 6 марта 1940 года обе машины покинули территорию завода. Условия пробега были тяжелые: сильные морозы, снежные заносы, случались поломки, неисправности. Кошкин в пути простудился. В ночь на 17 марта танки поставили на Ивановской площади Кремля. С утра около них выстроились экипажи и инженеры КБ, пришли руководители Наркомата среднего машиностроения во главе с В.М. Мальцевым, командование ГАБТУ и ответственные работники Наркомата обороны. Начальник ГАБТУ Д.Г. Павлов отдал рапорт Сталину. Затем Кошкин и только вернувшийся с советско-финского фронта испытатель И.Г. Панов и военный инженер 3-го ранга П.К. Ворошилов дали разъяснения, и танки были показаны в действии.



Уже 31 марта было принято постановление о серийном производстве Т-34 на ХПЗ, не дожидаясь конструктивной доводки и устранения недоработок.

Потом танки вновь подвергли тщательным ходовым и другим испытаниям, обстрелу из 45-мм противотанковой пушки образца 1937 года — причем почти в упор. Ни один снаряд брони не пробил, но один заклинил башню, попав между нею и корпусом. Конструкторы учли это и изменили конфигурацию башни.

В июне Т-34 вместе с машинами других образцов отправили на Карельский перешеек, где проверили на финских противотанковых препятствиях. Тогда же на ХПЗ началась оборка первых серийных Т-34. С завода они стали уходить в сентябре, а до конца года выпустили 115 танков. Но намеченный ЦК ВКП(б) и СНК СССР план по выпуску 600 машин не выполнили.



http://the-military-world.narod.ru/

http://www.km.ru/oneday/

 

Поделитесь с друзьями:

 

Комментарии:



Дааа... действительно легендарный танк тут без комментариев, но танк какой бы он ни был просто кусок железа без своего экипажа, так что не надо забывать героизм и подвиги советских танкистов!!!

Ответить

Mo/loC

Т-34 без сомнения лучший по своим характеристикам средний (!) танк. Супротив Пантер и Тигров ему тяжеловато было. У тех бронированность мощнее была и калибр орудия выше (в калибре могу ошнасиловаться). Т-34 был и самым массовым нашим танком.
Почему-то при воспоминаниях о нашей технике всё время забывают про танки ИС-2 и его "потомка" ИС-3. ИС-2 хорошо разбирал Тигры и Пантеры. ИС-3 - лучший тяжёлый танк конца ВОВ и ещё долгое время таковым считаля, насколько я знаю :)
Лёха, есть инфа про ИС-2 и ИС-3?
З.Ы. А! Ещё интересно было бы про немецкую самоходку Stug почитать. Она была достаточно опасным противником в своё время.

Ответить

FAKER

ГИТЛЕР КАПУТ СЦУКА!!!!!!!!!!

Ответить


у Пантеры калибр был 75мм, а у Тигра-88. Так что поздние модели Т-34-85 не сильно-то в огневой мощи уступали...

Ответить

Танк легенда , что скажешь , во второй он остался лучшим по отношению цены-качества

Ответить

Леха здорово! а машинка просто молодец! давным давно еще в семидесятые пришел к нам в школу ВЕТЕРАН так я первый раз услышал что американские Валлентайны поставляемые по ленд-лизу наши танкисты называли "братскими могилами" горели сцуко с одного снаряда

Ответить

|{апрал

2Mo/loC, Т-34 САМЫЙ массовый танк второй мировой войны. То есть вообще, а не только в наших войсках.
2rockett, в огневой не сильно, а в броне?:-) Дуэли тридцатьчетверок с Тиграми зачастую носили фатальный характер для последних, и как следствие быстро стали непопулярными.
2Странник, насколько я помню, "братскими могилами" называли самоходку нашу какую-то (не помню номер).

Ответить

Лёха

|{апрал
Ага, БМ-3 Самоходная пусковая установка. Мерзкая машина была...

Ответить

        Ев-гений

Железный гробик... ;-)

Ответить

        ВЛАДИМИР

Эта машина внесла огромный вклад для победы во второй мировой и её заслуги не оспоримы!!!

Ответить

кто о чем, а я на последней фотки Ил-2 увидал ^^

Ответить

Только инженерная мысль, в горячке цейтнота, в своём высшем проявлении родила и "довела" это изделие. Вот нет у нас таких теперь условий, чтобы инженеры заработали эффективно. А без них никакой экономики не будет.

Ответить

Zorba

1, дело не только в инженерах.

Ответить

Интересно, почему при сравнивании советских и немецких танков все забывают про:
1)Великолепные немецкие прицелы, которые ак и никогда и не были превзойдены в СССР
2)Использование с конца 1942 года панцерваффе кумулятивных снарядов, что делало эффективность стрелбы из 57-мм немецкой танковой пушки близкой нашей 76-мм. Немецкая 75-мм с кумулятивным снарядом в сочетании с прекрасным прицелом была очень страшна. Если покапаться, то можно найти информацию по испытаниям.
3) 88-мм танковая пушка, стоявшая на Тиграх и Тиграх-II была когда-то зениткой, со всеми вытекающими, а именно - высокая начальная скорость при таком калибре и автомат заряжания. Они давали 2-3 выстрела на 1-2 советский. И в принципе Тигр-2 мог вести бой на равных не то, что с ИСами, а с ИСУ-152. Именно благодаря тому, что на 1 выстрел немцы отвечали 2-3 с бОльшей точностью и использовали кумулятивные и подкалиберные снаряды.
Немечкие танки очень страдали многими недостатками просто болезнями ненадежности. Но огневая мощь их танков была на высоте. А в начале войны еще на их стороне была и безукоризненная выучка экипажей.

Ответить

Gerix

Работничек,
А чо ж они тогда Курскую дугу про...какали?

Ответить

Герикс, эм...соотношение сил. И грамотный тактический маневр советского командования, то бишь использование разведданных и расстройство боевых порядков огнем артиллерии. А потом посмотри потери СА и вермахта в живой силе и технике :)
Советские танки были лучшими в мире и остаются таковыми до сих пор. Но в условиях скоротечности боя немецкие машины, если доезжали до места боя, неплохо воевали.

Ответить

Нужно сравнивать потери во время боев. Если так, то мы прошли войну с меньшими потерями, и это не смотря на то, что большинство солдат и техники мы потеряли в первые две недели войны. Т-34 - легенда. Ни немцы, ни теперь американцы, которые вывезли немецких конструкторов не могут понять, что не броня и сверх мощный двигатель залог победы в танковом сражении, а сочетание средней брони со сверх маневренностью. Хорошо что у нас продолжили эти традиции. Во время одного из конфликтов на аравийском полуострове (государства, к.т. там находятся: Сауд.Аравия, Палестина, Израиль, Сирия и т.д.) израильтяне "катались" на американских танках последнего поколения (80-е года). Им противостояла рота танков Т-60, которые появились на 20 лет раньше. В результате 15 Т-60 разбили 30!! американских супербронированных и современных машин без потерь!! У одного из Т-60 башню заклинило снарядом. Все. У них скорость элементарно была выше в 2,5 раза. И этим все решилось. Самое сложное было прорваться ближе, чем на 2,5 км к израильтянам, а там они уже были бессильны что-либо сотворить.
А еще меня бесит урод с НТВ, который обхаивал всячески нашу технику, дескать Т-34 хватало только на 300 км пути, а потом ему требовался кап.ремонт. Тогда как немецкие тигры способны были ездить годами. Я бы этого предателя расстрелял. В Советское время бы так и сделали.
Поэтому автору ОГРОМНОЕ СПАСИБО за очень содержательный пост. Главное, чтобы молодежь не с телевизора черпала информацию, а хоть немного читала, не ссылаясь на количество букв в тексте.

Ответить

На снимках Т-34-85, образца 1943 года, с пушкой, калибра 85 мм. А "Пантеру" немцы создали по образу и подобию Т-34, только там все больше и толще было, имели немцы склонность к гигантизму. Ихний танк, кажется "Элефант", вообще по обычным мостам не мог передвигаться, проваливался, сцуко!

Ответить

Вася, "Элефант" (и "Фердинант") - енто САУ.
А еще, немчики под конец войны сделали две малютки - "Маус" и Е-100. Обе за 100 тон весу))
Но по любому - мы ходили по Берлину, а не фрицы по Москве.

Ответить

        Пеккельдорф

На их стороне была прицельная дальность (как по снаряду так и по оптике) и лобовое бронирование (спорно опять же), а на нашей была скорость (в т.ч. и поворота башни) и маневренность - в ближнем бою война с тиграми и пантерами превращалась в избиение младенцев. ИМХО - танки с обоих сторон были достойны друг друга, но компановка и универсальность были на стороне 34-го. Имея меньшие размеры он немного уступал в дальнем бою, имел схожие характеристики в среднем и на голову превосходил в ближнем бою, что вобщем-то и требовалось. Массовые танковые сражения армия на армию встречались не так уж часто, а вкупе со штурмовой авиацией дальний диапазон действий танков усиливался в разы.

Ответить

Танком Победы считают Т-34-85(см. фото)Хотя он появился лишь на Курской дуге, и то не серийным образцом, а в серию он пошёл лишь в 1944-м году. Это изумительная машина. На них пол-мира воевало. На Кубе они, наверное, до сих пор стоят в береговых батареях. Я их видел в ойсках в 1977-м году. Красивая машина. А красивое не может быть плохим. Обалденно сбалансирована. Одно но: усилие на рычаг поворота до 45 кг. Многим это покажется запредельным. Теперь представьте какой силой надо обладать, чтобы им управлять...

Ответить

 
image code