Регистрация Вход
Город
Город
Город
Stepan-studio.ru

Stepan-studio.ru

Оригинальная музыка к спектаклям и мюзиклам. Качественная звукорежиссура и стильные аранжировки. Напишите: vk.com/stepan_studio или stepka68@gmail.com
Подробнее
TAGREE digital-агентство

TAGREE digital-агентство

Крутые сайты и веб-сервисы. Комплексное продвижение и поддержка проектов. Позвоните: +7-499-350-0730 или напишите нам: hi@tagree.ru.
Подробнее

Легендарная “тридцатьчетвёрка”. История создания.

Западные специалисты, даже наши противники во второй мировой войне, до сих пор с восторгом отзываются о Т-34.

«Т-34 был, бесспорно, подлинным шедевром военной техники, — писали уже после войны в одном журнале ФРГ. — В нем удачно сочетались элементы быстроходного крейсерского танка с неуязвимостью танка непосредственной поддержки пехоты».

«Т-34 превосходил все другие типы танков» (немецкий генерал Зенгер-унд-Эттерлин).

А вот из воспоминаний немецкого генерала Гудериана: »....южнее Мценска 4-я танковая дивизия была атакована русскими танками, и ей пришлось пережить тяжелый момент. Впервые проявилось в резкой форме превосходство русских танков Т-34. Дивизия понесла значительные потери. Намеченное быстрое наступление на Тулу пришлось пока отложить».

«Т-34 показал нашим, привыкшим к победам танкистам превосходство в вооружении, броне и маневренности» (немецкий генерал Шнайдер).

«Наиболее замечательный образец наступательного оружия второй мировой войны» (немецкий генерал Меллентин).

«Их Т-34 был лучшим в мире» (немецкий генерал-фельдмаршал Клейст).

Т-34, по общему признанию, как друзей, так и врагов, — лучший танк второй мировой войны, был основным и, по существу, единственным средним танком Красной Армии на протяжении Великой Отечественной войны.



Его предшественниками можно считать экспериментальный колесно-гусеничный танк Т-29 (тактические характеристики) и легкий танк БТ (общая компоновка, ходовая часть, подвеска).

В 30-е годы советские конструкторы занимались разработкой средних танков для танковых и механизированных соединений, предназначенных для действий в оперативной глубине противника. Средний Т-28 отвечал требованиям, предъявляемым к такой машине по вооружению и защите, но его скорость и проходимость были уже недостаточными.

В то время считался перспективным колесно-гусеничный движитель, поэтому в 1934 — 1936 годах у нас занимались опытным танком Т-29, в сущности колесно-гусеничным вариантом Т-28. От него Т-29 отличался только ходовой частью: четыре пары опорных катков, причем все ведущие. Скорость на колесах достигала 57 км/ч, на гусеницах 55 км/ч.

Т-29 оказался очень сложным по конструкции и не пошел в серийное производство, но его разработка явилась важным этапом создания нового среднего танка.

Танковое КБ Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ) в середине 30-х годов еще при его прежнем руководителе А.О. Фирсове прорабатывало проект нового колесно-гусеничного танка. И когда в январе 1937 года вместо арестованного А.О. Фирсова КБ возглавил М.И. Кошкин, эти работы заметно ускорились, а в октябре КБ получило техническое задание на танк от Наркомата обороны. Оно предусматривало защиту только от пуль крупнокалиберных пулеметов, установку хорошо освоенной 45-мм пушки, чтобы сохранить относительно небольшой вес танка, ограниченный выбором колесно-гусеничного движителя.

Отдельно от основного КБ, трудившегося над модернизацией танка БТ, немедленно создали новое конструкторское бюро. Корпусом машины занялся М.И. Таршинов, башней и вооружением — А.А. Молоштанов и М.А. Набутовский. Трансмиссию поручили Я.И. Барану, ходовую часть В.Г. Матюхину, систему управления П.П. Васильеву. Это имена руководителей групп, с которыми трудились талантливые инженеры и техники А.С. Бондаренко, В.К. Байдаков, А.В. Колесников, В.Я. Курасов, А.Я. Митник, Г.П. Фоменко, Б.А. Черняк, А. И. Шпайхлер и др. Общее руководство осуществлял А.А. Морозов. Готовил будущую машину к производству Н.А. Кучеренко. Главным конструктором нового бюро стал Михаил Ильич Кошкин, а Александр Александрович Морозов — его заместителем.

Сотрудники КБ, как и сам Кошкин, не одобрили задание наркомата, хотя открыто выступать против не стали. Времена были тяжелые...

При заданном весе танка 18 т пришлось предусмотреть три пары ведущих колес, а это, как все понимали, усложняло конструкцию. Устаревшей была и противопульная броня, но как ее усилить на такой машине? И тогда в инициативном порядке, параллельно с заказанным танком, получившим заводской индекс А-20, начали разрабатывать чисто гусеничный А-32. По сравнению с БТ-7 танк А-20 имел более толстую броню и, что особенно важно, лучшую конструкцию корпуса, разработанную М.И. Таршиновым. Броневые листы устанавливались с большими углами наклона, что значительно повысило их снарядостойкость. На А-32 задумали применить 76,2-мм пушку и предусмотреть возможность усиления бронирования, хотя в начальном проекте этого не было — обе машины хотели представить на государственные испытания в одинаковом весе и оснастить дизелем.

4 мая 1938 года на заседание Комитета обороны, посвященного развитию танкостроения, под председательством В.М. Молотова, при участии И.В. Сталина, К.Е. Ворошилова и др. были приглашены танкисты, вернувшиеся из Испании.

А.А. Ветров высказался за усиление бронирования и вооружения, а главное — за повышение надежности. Тут вмешался Сталин, попросив рассказать, как показала себя в Испании ходовая часть танков, и в первую очередь колесно-гусеничных. Ветров высказал свое личное мнение в пользу чисто гусеничных машин, ибо сложный колесно-гусеничный движитель часто выходит из строя.

В перерыве Сталин подошел к Ветрову и спросил: «Так вы стоите за гусеничный движитель?». Тот подтвердил свое мнение. Хотя другие выступавшие всячески восхваляли достоинства колесно-гусеничного варианта, Сталин, закрывая дискуссию, предложил параллельно сделать аналогичный по характеристикам, но уже чисто гусеничный танк.

Через три месяца КБ Харьковского завода подготовило технические проекты А-20 и А-32, в августе 1938 года их рассмотрели на заседании созданного в марте Главного военного совета РККА при Наркомате обороны. Опять общее мнение было в пользу А-20, и вновь Сталин предложил отроить и испытывать оба варианта.

На ХПЗ пришлось объединить танковые КБ и опытные цеха. Единое КБ возглавил М.И. Кошкин, его заместителями стали А.А. Морозов, Н.А. Кучеренко, А. В. Колесников и В.М. Дорошенко.



В мае 1939 года опытные А-20 и А-32 были собраны и к августу завершили государственные испытания. Но комиссия (председатель В.Н. Черняев) не высказалась, какой танк лучше и может быть предложен на вооружение Красной Армии. Создалась весьма странная ситуация. Руководство КБ обратилось в Главное автобронетанковое управление (ГАБТУ), но и оно не рискнуло прояснить ситуацию. Так потеряли несколько месяцев, пока правительство не приказало провести испытания на самом высоком уровне. И вот в сентябре на полигон под Москвой прибыли шесть новых танков — тяжелые КВ и СМК, средние —А-20 и Т-32 (так стал именоваться А-32), БТ-7М и Т-26. Теперь ХПЗ представил Т-32 с боевой массой 24 т и 76,2-мм пушкой А-10 в новой башне.

Комиссию возглавлял нарком обороны К.Е. Ворошилов. С наибольшим успехом прошли испытания Т-32. «Запомните сегодняшний день — день рождения уникального танка», — это сказал Н.В. Барыков, директор опытного завода №185.

Ворошилов заявил, что именно такая машина нужна Красной Армии, но предложил усилить бронирование Т-32, благо имелся значительный резерв мощности.

По результатам испытаний ГАБТУ уточнило тактико-технические характеристики будущего Т-34. По его представлению 19 декабря 1939 года совместным постановлением Политбюро ЦК ВКП (б) и правительства было решено изготовить два образца, вооруженных 76,2-мм пушкой и защищенных 45-мм броней. Тем же постановлением были приняты в производство тяжелый танк КВ и легкий Т-40. Выпуск Т-34 в 1940 году предусматривалось развернуть на ХПЗ и на Сталинградском тракторном.

И вот готовы две первые опытные машины. Поскольку их следовало показать в Москве, было решено, что они пойдут туда своим ходом без вооружения. В ночь с 5 на 6 марта 1940 года обе машины покинули территорию завода. Условия пробега были тяжелые: сильные морозы, снежные заносы, случались поломки, неисправности. Кошкин в пути простудился. В ночь на 17 марта танки поставили на Ивановской площади Кремля. С утра около них выстроились экипажи и инженеры КБ, пришли руководители Наркомата среднего машиностроения во главе с В.М. Мальцевым, командование ГАБТУ и ответственные работники Наркомата обороны. Начальник ГАБТУ Д.Г. Павлов отдал рапорт Сталину. Затем Кошкин и только вернувшийся с советско-финского фронта испытатель И.Г. Панов и военный инженер 3-го ранга П.К. Ворошилов дали разъяснения, и танки были показаны в действии.



Уже 31 марта было принято постановление о серийном производстве Т-34 на ХПЗ, не дожидаясь конструктивной доводки и устранения недоработок.

Потом танки вновь подвергли тщательным ходовым и другим испытаниям, обстрелу из 45-мм противотанковой пушки образца 1937 года — причем почти в упор. Ни один снаряд брони не пробил, но один заклинил башню, попав между нею и корпусом. Конструкторы учли это и изменили конфигурацию башни.

В июне Т-34 вместе с машинами других образцов отправили на Карельский перешеек, где проверили на финских противотанковых препятствиях. Тогда же на ХПЗ началась оборка первых серийных Т-34. С завода они стали уходить в сентябре, а до конца года выпустили 115 танков. Но намеченный ЦК ВКП(б) и СНК СССР план по выпуску 600 машин не выполнили.



http://the-military-world.narod.ru/

http://www.km.ru/oneday/

 

Поделитесь с друзьями:

 

Комментарии:



Дааа... действительно легендарный танк тут без комментариев, но танк какой бы он ни был просто кусок железа без своего экипажа, так что не надо забывать героизм и подвиги советских танкистов!!!

Ответить

Mo/loC

Т-34 без сомнения лучший по своим характеристикам средний (!) танк. Супротив Пантер и Тигров ему тяжеловато было. У тех бронированность мощнее была и калибр орудия выше (в калибре могу ошнасиловаться). Т-34 был и самым массовым нашим танком.
Почему-то при воспоминаниях о нашей технике всё время забывают про танки ИС-2 и его "потомка" ИС-3. ИС-2 хорошо разбирал Тигры и Пантеры. ИС-3 - лучший тяжёлый танк конца ВОВ и ещё долгое время таковым считаля, насколько я знаю :)
Лёха, есть инфа про ИС-2 и ИС-3?
З.Ы. А! Ещё интересно было бы про немецкую самоходку Stug почитать. Она была достаточно опасным противником в своё время.

Ответить

FAKER

ГИТЛЕР КАПУТ СЦУКА!!!!!!!!!!

Ответить


у Пантеры калибр был 75мм, а у Тигра-88. Так что поздние модели Т-34-85 не сильно-то в огневой мощи уступали...

Ответить

Танк легенда , что скажешь , во второй он остался лучшим по отношению цены-качества

Ответить

Леха здорово! а машинка просто молодец! давным давно еще в семидесятые пришел к нам в школу ВЕТЕРАН так я первый раз услышал что американские Валлентайны поставляемые по ленд-лизу наши танкисты называли "братскими могилами" горели сцуко с одного снаряда

Ответить

|{апрал

2Mo/loC, Т-34 САМЫЙ массовый танк второй мировой войны. То есть вообще, а не только в наших войсках.
2rockett, в огневой не сильно, а в броне?:-) Дуэли тридцатьчетверок с Тиграми зачастую носили фатальный характер для последних, и как следствие быстро стали непопулярными.
2Странник, насколько я помню, "братскими могилами" называли самоходку нашу какую-то (не помню номер).

Ответить

Лёха

|{апрал
Ага, БМ-3 Самоходная пусковая установка. Мерзкая машина была...

Ответить

        Ев-гений

Железный гробик... ;-)

Ответить

        ВЛАДИМИР

Эта машина внесла огромный вклад для победы во второй мировой и её заслуги не оспоримы!!!

Ответить

кто о чем, а я на последней фотки Ил-2 увидал ^^

Ответить

Только инженерная мысль, в горячке цейтнота, в своём высшем проявлении родила и "довела" это изделие. Вот нет у нас таких теперь условий, чтобы инженеры заработали эффективно. А без них никакой экономики не будет.

Ответить

Zorba

1, дело не только в инженерах.

Ответить

Интересно, почему при сравнивании советских и немецких танков все забывают про:
1)Великолепные немецкие прицелы, которые ак и никогда и не были превзойдены в СССР
2)Использование с конца 1942 года панцерваффе кумулятивных снарядов, что делало эффективность стрелбы из 57-мм немецкой танковой пушки близкой нашей 76-мм. Немецкая 75-мм с кумулятивным снарядом в сочетании с прекрасным прицелом была очень страшна. Если покапаться, то можно найти информацию по испытаниям.
3) 88-мм танковая пушка, стоявшая на Тиграх и Тиграх-II была когда-то зениткой, со всеми вытекающими, а именно - высокая начальная скорость при таком калибре и автомат заряжания. Они давали 2-3 выстрела на 1-2 советский. И в принципе Тигр-2 мог вести бой на равных не то, что с ИСами, а с ИСУ-152. Именно благодаря тому, что на 1 выстрел немцы отвечали 2-3 с бОльшей точностью и использовали кумулятивные и подкалиберные снаряды.
Немечкие танки очень страдали многими недостатками просто болезнями ненадежности. Но огневая мощь их танков была на высоте. А в начале войны еще на их стороне была и безукоризненная выучка экипажей.

Ответить

Gerix

Работничек,
А чо ж они тогда Курскую дугу про...какали?

Ответить

Герикс, эм...соотношение сил. И грамотный тактический маневр советского командования, то бишь использование разведданных и расстройство боевых порядков огнем артиллерии. А потом посмотри потери СА и вермахта в живой силе и технике :)
Советские танки были лучшими в мире и остаются таковыми до сих пор. Но в условиях скоротечности боя немецкие машины, если доезжали до места боя, неплохо воевали.

Ответить

Нужно сравнивать потери во время боев. Если так, то мы прошли войну с меньшими потерями, и это не смотря на то, что большинство солдат и техники мы потеряли в первые две недели войны. Т-34 - легенда. Ни немцы, ни теперь американцы, которые вывезли немецких конструкторов не могут понять, что не броня и сверх мощный двигатель залог победы в танковом сражении, а сочетание средней брони со сверх маневренностью. Хорошо что у нас продолжили эти традиции. Во время одного из конфликтов на аравийском полуострове (государства, к.т. там находятся: Сауд.Аравия, Палестина, Израиль, Сирия и т.д.) израильтяне "катались" на американских танках последнего поколения (80-е года). Им противостояла рота танков Т-60, которые появились на 20 лет раньше. В результате 15 Т-60 разбили 30!! американских супербронированных и современных машин без потерь!! У одного из Т-60 башню заклинило снарядом. Все. У них скорость элементарно была выше в 2,5 раза. И этим все решилось. Самое сложное было прорваться ближе, чем на 2,5 км к израильтянам, а там они уже были бессильны что-либо сотворить.
А еще меня бесит урод с НТВ, который обхаивал всячески нашу технику, дескать Т-34 хватало только на 300 км пути, а потом ему требовался кап.ремонт. Тогда как немецкие тигры способны были ездить годами. Я бы этого предателя расстрелял. В Советское время бы так и сделали.
Поэтому автору ОГРОМНОЕ СПАСИБО за очень содержательный пост. Главное, чтобы молодежь не с телевизора черпала информацию, а хоть немного читала, не ссылаясь на количество букв в тексте.

Ответить

На снимках Т-34-85, образца 1943 года, с пушкой, калибра 85 мм. А "Пантеру" немцы создали по образу и подобию Т-34, только там все больше и толще было, имели немцы склонность к гигантизму. Ихний танк, кажется "Элефант", вообще по обычным мостам не мог передвигаться, проваливался, сцуко!

Ответить

Вася, "Элефант" (и "Фердинант") - енто САУ.
А еще, немчики под конец войны сделали две малютки - "Маус" и Е-100. Обе за 100 тон весу))
Но по любому - мы ходили по Берлину, а не фрицы по Москве.

Ответить

        Пеккельдорф

На их стороне была прицельная дальность (как по снаряду так и по оптике) и лобовое бронирование (спорно опять же), а на нашей была скорость (в т.ч. и поворота башни) и маневренность - в ближнем бою война с тиграми и пантерами превращалась в избиение младенцев. ИМХО - танки с обоих сторон были достойны друг друга, но компановка и универсальность были на стороне 34-го. Имея меньшие размеры он немного уступал в дальнем бою, имел схожие характеристики в среднем и на голову превосходил в ближнем бою, что вобщем-то и требовалось. Массовые танковые сражения армия на армию встречались не так уж часто, а вкупе со штурмовой авиацией дальний диапазон действий танков усиливался в разы.

Ответить

Танком Победы считают Т-34-85(см. фото)Хотя он появился лишь на Курской дуге, и то не серийным образцом, а в серию он пошёл лишь в 1944-м году. Это изумительная машина. На них пол-мира воевало. На Кубе они, наверное, до сих пор стоят в береговых батареях. Я их видел в ойсках в 1977-м году. Красивая машина. А красивое не может быть плохим. Обалденно сбалансирована. Одно но: усилие на рычаг поворота до 45 кг. Многим это покажется запредельным. Теперь представьте какой силой надо обладать, чтобы им управлять...

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.